Print
Category: Регионы

Ждут изучения Photoshop, не умеют пользоваться мышкой и постигают азы программирования. Преподаватель столичной гимназии №10 Анна Гермогеновна Михейчик рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, как сейчас проходят уроки информатики.

Из-за ситуации с пандемией многие школьные конкурсы и олимпиады, которые планировались весной, были отменены или переведены в удаленный формат. Главными темами в образовании стали дистанционное обучение, выставление отметок и экзаменационные испытания. Они вызывают много дискуссий и, в основном, не в позитивном ключе. Все это отодвинуло на второй план другие очень значимые вещи: мы перестали замечать успехи наших ребят. А ведь ко многим интеллектуальным испытаниям им приходится готовиться не один год, а знания, необходимые для победы, часто черпают не из школьных учебников. В мае, например, должен был состояться финал республиканского конкурса по основам профессиональной подготовки среди учащихся JuniorSkills Belarus (вероятно, его перенесут на осень). Это состязание среди детей и подростков по самым передовым направлениям: мобильной робототехнике, технологии беспилотных летательных аппаратов, электронике, графическому дизайну и другим. В минскую команду вошли и ребята из гимназии № 10.

А. Г. Михейчик преподает информатику в 10-й гимназии. Она рассказывает о своем воспитаннике:

– Никита Рижковский занял первое место на городском JuniorSkills. Выступал в компетенции «Web-технологии». Ему нужно знать программирование, сайтостроение, веб-дизайн… Школьники начинают с этим знакомиться лишь в четвертой четверти 11-го класса, и то очень бегло. Никита все усвоил с опережением.

Анна Гермогеновна улыбается, мол, теперь ее ученик превзошел наставника:

– Парень, действительно, владеет Web-технологиями гораздо лучше меня. Даже предложил сам провести уроки информатики по этой теме у своих одноклассников.

Для удаленного общения со сверстниками Никита использовал платформу Zoom. В режиме видеоконференции организовал парочку занятий. Под руководством педагога, конечно же.

– Наверное, непросто преподавать информатику у детей, которые с гаджетами буквально с пеленок?

– Они молниеносно умудряются набирать текстовые сообщения на небольшом сенсорном экране. И в этом превосходят нас в разы. Но я была вот чему удивлена. В нынешнем году преподавала информатику у 6-классников. У них этот предмет только начинается. Учила держать мышку в руке.

– Сенсорные панели ведь везде. Зачем мышка?

– Не с каждыми программами удобно работать с помощью тачпада. Например, в графических редакторах без мышки никак. В будущей профессии ребятам обязательно пригодятся компьютерные навыки. Да, стационарные устройства, не исключаю, могут кануть в Лету. Но ноутбуки останутся. А дети не умеют на них работать. Не знают, как сохранить или открыть документ, что такое папка, для чего необходимо структурировать файлы. Информатика дает базовые знания, которые следует все время актуализировать. В 1920-х в Европе наблюдался удивительный процесс: учебники по естественным дисциплинам, в частности по физике, устаревали в течение полугода. Этому способствовали открытия в квантовой физике, теория относительности.

В информационных технологиях сейчас происходит то же самое. Казалось бы, еще пару лет назад ко мне приходили ребята, которые умели работать в текстовых редакторах, самостоятельно печатали, делали презентации. У нас вся первая четверть отводилась клавиатурному тренажеру. Педагоги попросили исключить это из программы по информатике. Исключили. Но появилось новое поколение детей, и им оказались нужны навыки работы с клавиатурой: они набирают текст одним пальцем и тратят уйму времени, чтобы оформить несколько слов. Наверное, это тот случай, когда необходима гибкость. Старшеклассники, например, начинают изучать программирование. Спорный вопрос, нужно ли это включать в школьную программу.

– А программисты утверждают, что современные ученики должны уметь составлять приложения для смартфонов и писать примитивные программы для компьютеров. То есть эти знания должны быть базовыми, как русский язык или математика.

– Хорошим программистом может стать далеко не каждый. Не исключаю, что вскоре все дети смогут писать приложения. Но для этого им не обязательно изучать программирование. Команда высококлассных специалистов в сфере высоких технологий создаст некий конструктор, понятный алгоритм, с помощью которого каждый сможет придумать нужную для себя программу. Это аналогично созданию сайтов. Сегодня есть платформы, позволяющие самостоятельно сконструировать электронный ресурс. Ты только заполняешь заданные формы. Говорят, программирование в школе необходимо для развития логического мышления. Да, это хорошее подспорье, но не в том темпе, в котором нам оно предлагается. Сложную тему необходимо донести за пару уроков. Дети постоянно спрашивают, когда мы начнем изучать Photoshop. А мы его не будет проходить. Хотя для них, как для пользователей, это очень нужная и полезная программа. Хорошо: ввели тему аудио- и видеообработки информации. Но на ее изучение отводится совсем немного часов, чего не скажешь о социальных сетях. Вот на них я бы сократила время, дети прекрасно с ними знакомы.

 

Юлия Бурдо,
информационное агенство «Минск-Новости»;
фото Ирины Малиновской