Print
Category: Культура

Есть творческие личности, жизнь и произведения которых ассоциируются у нас с потоком непреходящего солнечного света. Этот поток света, вопреки жизненным неурядицам и безразличию современников, выражает «невыносимую легкость бытия», которая сопутствует только гениям.

27 января 1756 года в австрийском Зальцбурге родился Вольфганг Амадей Моцарт – представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства.

Чудо-ребенок с абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью, изумлявший своим даром импровизатора и сочинителя лучшие монаршие и аристократические дворы Европы и получивший покровительство самого И. Баха, гениальный мелодист и композитор, при жизни так и не познавший подлинной славы и погребенный в «общей могиле» на венском кладбище. Если внимательно изучить биографию Моцарта, то складывается впечатление, что особая гармония и красота в его творчестве, светлый трагизм были преодолением бытия над бытом и повседневностью. В. Спиваков отмечает: «Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Потому что грусть у него очень специфическая. Она всегда с отблеском надежды, а человек не должен ее терять, пока жив».

Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих ясных форм с глубокой эмоциональностью, а уникальность состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. За неполные 36 лет музыкант создал свыше 20 опер, 50 симфоний, концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные (трио, квартеты, квинтеты и др.) и фортепианные произведения (сонаты, вариации, фантазии), «Реквием» (закончен Ф. Кс. Зюсмайром), мессы, хоровые сочинения, песни.

П. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно».

Моцарт был подлинным человеком эпохи Просвещения, который заставил «сильных мира сего» рукоплескать исключительно своему таланту и относился к понятию чести как к личному достоянию. По воспоминаниям современников, музыкант начисто был лишен зависти.  И здесь берет начало пушкинский миф о том, что гений и злодейство «несовместны». Теолог и христианский проповедник К. Барт писал: «Я не вполне уверен в том, что ангелы, намереваясь воздать хвалу Господу, играют именно Баха, но я уверен вполне, что друг для друга они играют Моцарта, и Господь радуется, слушая их».

В заключение отметим, что подлинные гении вненациональны, поскольку они принадлежат человечеству.

Моцарт на старенькой скрипке играет. Из путевого дневника

Моцарт играет, а скрипка поет.
Моцарт отечества не выбирает –
просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба – то гульба, то пальба…
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь на остановке конечной
скажем спасибо и этой судьбе,
но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба – то гульба, то пальба…
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые:
миг – и развеются, как на кострах,
красный камзол, башмаки золотые,
белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба – то гульба, то пальба…
Не обращайте вниманья, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

 Булат Окуджава. 1969

В. А. Капцев,
кандидат филологических наук, доцент
(управление дистанционных образовательных услуг Образовательного центра НИО)