Удовиченко Ирина Витальевна,
кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-педагогической и методической работе Сумского областного института последипломного педагогического образования 

 

 

 

                                                         

 

 

Особенности обучения географии в старшей школе на профильном уровне в Украине

Рассматриваются вопросы организации профильного обучения учащихся на современном этапе развития системы образования Украины и перспективы профилизации в контексте требований Концепции новой украинской школы. Отображены существующие сегодня направления профилизации, а также формы организации профильного обучения в школе. Проанализированы основные аспекты деятельности учителя и учеников в условиях профилизации старшей школы, психолого-педагогические условия обучения географии на профильном уровне в общеобразовательном учебном заведении.

Ключевые слова: профилизация, профильное обучение, направления профилизации, профиль, старшая школа, география, условия обучения, ученики, учителя.

 

Выпуск из школы учеников, адаптированных к жизни в социуме, владеющих согласно выбранному профилю комплексом знаний, умений, навыков и сформированных базовых, предметных компетентностей, умеющих, используя интегрированный подход и критическое мышление, применять их во взрослой жизни на пользу не только себе, но и обществу, – требование времени в контексте построения новой украинской школы вообще и организации соответствующего профильного обучения в старшей школе в частности.

Вопросы профилизации в своих трудах раскрывали еще Я. Коменський, М. Ломоносов, Н. Пирогов.

Организационным стратегиям внедрения процесса профилизации в работу учебных заведений посвятили свои труды Н. Боголепов, А. Головнин, Г. Зенгер, П. Игнатьев, С. Николаенко, Л. Гриневич.

Разные аспекты организации профильного обучения географии учеников общеобразовательных учебных заведений рассматривали В. Безуглый, И. Гилецкий, Т. Гильберг, Л. Даценко, Ф. Заставный, С. Коберник, В. Корнеев, А. Надтока, Т. Назаренко, Л. Паламарчук, В. Пестушко, Л. Тыменко, А. Сиротенко, О. Топузов, П. Шищенко, Г. Уварова, В. Яценко и др.

Целями данной статьи являются рассмотрение расхождений в организации процесса профильного обучения школьников на современном этапе и в ближайшей перспективе в контексте требований Концепции новой украинской школы; актуализация особенностей обучения географии на профильном уровне в образовательной траектории выпускника общеобразовательного учебного заведения Украины.

Вхождение Украины в европейское образовательное пространство актуализирует проблему внедрения профильного обучения старшеклассников как одного из этапов реформирования образовательной отрасли Украины в соответствии с международными стандартами образования. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость поиска новых подходов к организации образовательного процесса в старшей школе с целью создания наиболее благоприятных условий для становления и развития личности учеников, формирования их адекватной самооценки, более полного представления про будущую сферу профессиональной деятельности и свободный, осознанный ее выбор.

Идеи профильного обучения не новы. В частности, на территории Украины происходит очередная попытка профилизации школьного образования и на очереди – следующий этап изменений, касающихся уже новой украинской школы [1]. Этот этап образовательной реформы - результат социально-политических, экономических, образовательных изменений в стране, которые обуславливают изменение подходов к определению содержания обучения, созданию соответствующих учебных программ и учебников, разработке модели изложения содержания учебного материала и сопровождающего его методического обеспечения [2].

Значительные возможности для этого заложены в школьном учебном предмете «География». Проведенный нами в процессе исследования анализ литературных источников, а также изучение опыта общеобразовательных учебных заведений показали, что далеко не все учителя географии готовы к изложению предмета на профильном уровне и не все ученики, которые выбрали соответствующий профиль обучения, смогут результативно обучаться в профильном географическом классе. Это объясняется отсутствием соответствующей учебной, материально-технической базы и достаточно обоснованной методики обучения географии в профильной школе [2].

Профильное обучение - одно из ключевых направлений модернизации и усовершенствования системы образования Украины. Это, в свою очередь, предусматривает реальное и планомерное обновление старшей школы, что должно в большей мере учитывать интересы, наклонности, способности, возможности каждого ученика, в том числе с особенными образовательными потребностями, в контексте социального и профессионального самоопределения в соответствии с требованиями современного рынка труда [3]. Такой подход к организации образования старшеклассников не только более полно реализует принцип личностно ориентированного обучения, но и дает возможность создать более оптимальные условия для их профессионального самоопределения и дальнейшей самореализации.

В этом контексте основными задачами профильного обучения являются:

  • создание условий для учета и развития учебно-познавательных, профессиональных интересов, склонностей, способностей, нужд учеников старшей школы в процессе их общеобразовательной подготовки;
  • обеспечение преемственности между общим средним и профессиональным образованием; возможности в будущем получить учащимся, способным к осознанному общественному выбору, долгожданную профессию;
  • способствование профессиональной ориентации и самоопределению старшеклассников, социализации учеников, независимо от места проживания, состояния здоровья и др.;
  • осуществление психолого-педагогической диагностики определения готовности выпускника к принятию самостоятельных решений, связанных с профессиональным становлением;
  • способствование развитию творческой самостоятельности; формированию системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательский умений и навыков, которые обеспечат выпускнику школы возможность успешно реализоваться во взрослой жизни;
  • пролонгация всестороннего развития ученика как целостной личности, его способностей, дарований, духовности, культуры; формирование у него базовых и предметных компетентностей.

 

Способствовать реализации этих заданий призваны направления профилизации и соответствующие им профили:

  • общественно-гуманитарное направление (историко-правовой, экономический, юридический и др. профили);
  • филологическое направление (филологический профиль);
  • художественно-эстетическое направление (музыкальный, художественный, хореографический, театральный, искусствоведческий и др.);
  • естественно-математическое направление (физико-математический, химико-биологический, географический, экологический, медицинский и др.);
  • технологическое направление (информатика, технологии, проектирование, конструирование, дизайн, транспорт, менеджмент, народные ремесла, бытовое обслуживание и др.);
  • спортивное направление (атлетика, гимнастика, плавание, спорт, игры, туризм и др.).

 

На данном этапе реализовать определенный профиль, его цели, задания, содержание обучения можно с помощью профильных общеобразовательных предметов, например географии.

В практике учебной деятельности общеобразовательных учебных заведений Украины в настоящее время известны различные формы организации профильного обучения, среди которых:

  • внутришкольные (профильные классы (группы) в однопрофильных и многопрофильных общеобразовательных учебных заведениях; профильные классы с углубленным изучением предметов; профильное обучение по индивидуальным учебным планам и программам (индивидуальные образовательные траектории); динамические профильные группы (в том числе разновозрастные); профильные классы (группы) в специализированных школах-интернатах);
  • внешнешкольные (межшкольные профильные классы (группы) в опорной школе образовательного округа, районном ресурсном центре, учебно-производственном комбинате и др.; межшкольные классы (группы) профессиональной подготовки и профильного обучения на базе межшкольного учебно-производственного комбината; профильные классы (группы) общеобразовательных учебных заведений на базе профессионально-технических, высших учебных заведений);
  • межшкольного взаимодействия (межшкольные профильные группы, объединения общеобразовательных школ в форме образовательного округа, взаимодействие школы со специализированными заведениями: музыкального, художественного, спортивного и других направлений);
  • сетевого взаимодействия (организация довузовской подготовки; углубленное изучение предметов учениками с высокими интеллектуальными способностями, которое осуществляется на уровне района; межшкольные профильные группы в межшкольных учебно-производственных комбинатах, внешкольные учебные заведения и др.) [3].

 

Существующая нормативная правовая база отрасли образования Украины [3] предусматривает вариативность моделей профильного обучения в виде функционирования опорной профильной школы, динамических (разновозрастных) профильных групп, профильных групп (классов) по одному направлению профилизации, профильных групп (классов) с несколькими направлениями профилизации, межшкольных профильных групп, областных (районных, городских) ресурсных центров, образовательного округа с несколькими опорными школами, областной (районной, городской) сетевой организации профильного обучения.

Как показывает практика, на данный момент наиболее распространенными формами организации профильного обучения в Украине являются специализированные (профильные) заведения, однопрофильные классы, межшкольные учебно-производственные комбинаты.

При наличии даже такого небольшого перечня организационных форм профильного обучения очевидным становится отсутствие практики демократической автономии, индивидуально-дифференцированного подхода, где бы ученик мог выбрать учебную программу, курс по выбору или обучаться по индивидуальному плану и программе, свободно менять направление профилизации. Поэтому необходимыми являются такие изменения, которые бы сделали профилизацию не номинально бумажной идеей, а реально действенной практикой.

В этом контексте следует заметить, что до настоящего времени образовательные округа в своем преобладающем количестве не исполняли функций, которые на них возложены в системе профильного обучения. В большинстве своем трактуются и функционируют они как совокупность административно-территориальных единиц, где осуществляется подвоз детей из отдаленных населенных пунктов, в которых отсутствуют учебные заведения, к ближайшей школе, которую участники образовательного процесса называют базовой (опорной).

Смещение акцентов, изменение взглядов и концептуальных подходов к организации функционирования опорных школ образовательных округов - еще одно из актуальных и перспективных направлений оптимизационных организационно-функциональных изменений в организации профильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

Согласно стратегическим линиям Концепции новой украинской школы на 2027 год запланирован старт кардинально обновленного профильного среднего образования, основополагающей идеей которого станет обучение школьников 10–12 классов по осуществленному и осознанному ими выбору направления, а также программы, плана, направленных на формирование у выпускников соответствующих компетентностей и способности к самоориентированию относительно будущего выбора профессии.

В основании этих реформационных изменений лежит понимание того, что профильное образование - это не только процесс индивидуального и дифференцированного усвоения знаний учениками с формированием соответствующих компетентностей и акцентом на деятельный и мотивационный компоненты, но и одна из многих составных новой украинской школы.

Согласно Концепции новой украинской школы необходимым условием, которое обеспечит переход к профильному обучению в общеообразовательных учебных заведениях Украины, является допрофильное, пропедевтическое обучение учащихся (в частности, 8–9-классников) с целью психолого-педагогической подготовки к старшей школе с помощью известных сегодня форм организации учебной деятельности: факультативов, курсов по выбору, кружков, предметных олимпиад, школьных научных товариществ и др. По замыслу, после успешного его освоения (по окончании 9 класса) старшеклассник сможет выбрать одно из направлений профилизации для дальнейшего обучения – академическое или профессиональное, которые направлены, в свою очередь, на продолжение обучения в высшем учебном заведении (академическое направление) или получение учениками профессиональных навыков (профессиональное направление) [1].

Академическое направление дает возможность учащимся 10 классов профильной средней школы на протяжении года изменять учебный профиль. Кроме того, старшеклассникам нововведения предлагают широкую автономию во время выбора учебных предметов, уровней сложности предметов, учебных курсов и др. [1].

Согласно основным положениям Концепции профессиональное направление не только не станет ограничивать право выпускников профильной школы на обучение в высшем учебном заведении, но и будет предполагать отдельные преференции. В частности, при условии успешного прохождения тестов внешнего независимого оценивания выпускники будут иметь право получать высшее образование по сокращенным программам [1].

Еще одна из основополагающих идей профилизации состоит в организационно-функциональной обособленности заведений второй ступени (базовая средняя школа, гимназия) от заведений третьей ступени (профильная средняя школа, лицей), а это, в свою очередь, предполагает создание отдельной сети академических лицеев и заведений профессионального образования.

Все эти изменения накладывают на педагога (в частности, учителя географии) определенные требования к уровню мотивационной и организационной готовности; методической грамотности; профессиональной и дидактико-педагогической подготовки в контексте компетентностно-ориентированного обучения. Следовательно, эффективность и обеспечение профильного уровня географического образования, по нашему мнению, возможны при таких условиях:

  • разработка технологий привлечения учителей к процессу реформирования образовательной среды в условиях профильной школы вообще и к разработке учебно-методического обеспечения в частности;
  • увеличение количества исследований, в том числе научных, посвященных изучению опыта организации и развития системы повышения квалификации учителей географии для работы в профильной школе;
  • обучение учителей географии работе в профильной школе в системе последипломного образования средствами формирования предметно-методических, психолого-педагогических знаний в контексте компетентностно-ориентированного обучения.

 

В основе перечисленных методических аспектов образовательной деятельности учеников и учителя географии в профильной школе лежит развернутая аналитико-синтетическая деятельность отдельного субъекта и интуитивный поиск решения проблем с дальнейшей вербализацией всех умственных процессов [4].

Во время проведенного исследования нами выяснено, что формирование географических знаний на уровне профильного обучения у старшеклассников оптимизируется, если организовывается разнообразная творческая деятельность учащихся, виды которой систематически изменяются; в качестве максимальной меры используется принцип наглядности; задействуется проблемное обучение в преподавании географии с использованием заданий творческого характера; реализуются перспективные межпредметные связи, которые обеспечивают интегрированность, комплексность, целостность процесса обучения; внедряются в практику работы практико-ориентированные, профессионально направленные формы деятельности, которые, в свою очередь, накладывают на современного учителя обязанность постоянного самосовершенствования и профессионального роста.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод, что одними из педагогических условий своевременного, действенного внедрения в школьную практику профильного обучения географии являются: разработка технологий привлечения учителей к процессу реформирования образовательной среды в условиях профильной школы вообще и учебно-методического обеспечения по предмету в частности; увеличение количества исследований, в том числе научных, посвященных изучению опыта организации и развития системы повышения квалификации учителей географии, что касается работы в профильной школе; обучение учителей географии специфике работы в профильной школе средствами последипломного образования, в целом направленными на формирование предметно-методических, психолого-педагогических знаний субъекта образовательного процесса в контексте компетентностно-ориентированного преподавания.

Учитывая изложенное выше, перспективным направлением дальнейших наших научных поисков является исследование теоретико-методических оснований профильного обучения географии учеников старшей школы.

                                       

Литература

  1. Концепция «Новая украинская школа» [Электронный ресурс] http://mon.gov.ua/2016/12/05/konczepcziya.pdf.
  2. Назаренко, Т. Г. Методика обучения географии в профильной школе: теория и практика : монография / Т. Г. Назаренко. – К. : Педагогическая мысль, 2013. – 380 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Украины от 21.10.2013 № 1456 «Про утверждение Концепции профильного обучения в старшей школе» [Электронный ресурс] http://www.uazakon.com/document/fpart86/ idx86618.htm.
  4. Удовиченко, И. В. Андрагогика: методическое К-взаимодействие / И. В. Удовиченко // Сб. материалов VІ Междунар. фестиваля педагогических инноваций. – Черкасы : ЧОИППО, 2014. – С. 102–106.    

Дадаць каментарый

Авторам некорректных комментариев доступ на сайт будет заблокирован


Ахоўны код
Абнавіць