Маллер Александр Рувимович
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва), кандидат педагогических наук, доцент.

 

 

 

 

 

Лисовская Татьяна Викторовна
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (г. Минск), кандидат педагогических наук, доцент

Сфера научных интересов:
разработка содержания и методов коррекции, воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития;
методика обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
разработка электронных средств обучения для специального образования.

 

 

  Воспитание в социуме толерантности к детям-инвалидам с психофизическими нарушениями 

16 ноября 1995 года была представлена Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» (1995) [1]. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность означает, что «каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое право за другими», означает признание того, что «люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим» (1995) [1].

В данном документе сформулированы следующие принципы толерантности:

  • отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;
  • добровольность выбора;
  • умение принудить себя, не принуждая других;
  • подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности;
  • принятие Другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным.

 

Из опыта Российской Федерации

 

Социально-экономические преобразования в России последних десятилетий затронули все сферы жизни. Параллельно с изменениями материального мира мы осваиваем и демократические идеи, строящиеся на признании равенства прав всех граждан страны.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в жизнь общества постепенно становится магистральной линией социального развития нашей страны. И именно решение вопросов толерантности к людям с проблемами развития является ключевым фактором, способствующим решению этой задачи.

В настоящее время в России во всех образовательных организациях для умственно отсталых детей открыты отдельные классы для детей-инвалидов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Они включены в Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС) (2014) [8]. Для этой категории детей-инвалидов разработана специальная программа, «академический» компонент которой максимально редуцируется (сужается), а главное внимание уделяется жизненной компетенции и социальной адаптации детей, способности жить в нормальных средовых условиях.

Большую роль в психолого-педагогическом изучении и совершенствовании социализации детей с выраженными нарушениями развития сыграл прошедший в Москве в октябре 2015 году I Всероссийский съезд дефектологов «Особые дети в обществе». В выступлениях участников съезда отмечалось, что проделана большая работа по научному изучению данной категории детей-инвалидов, совершенствованию программно-методического материала для самих обучающихся и их родителей. Вместе с тем подчёркивалось, что возникают непреодолимые сложности трудоустройства инвалидов, когда по окончании образовательной организации большинство из них остаётся вне существующих форм занятости.

Имеются лишь отдельные примеры, когда каждая образовательная организация старается решить этот вопрос самостоятельно, организуя «надстройку» в виде разнопрофильных мастерских (Псковский лечебно-образовательный центр, Центр коррекции и развития «Детская личность» (г. Москва), школа Святого Георгия (г. Москва), коррекционная школа-интернат № 102 (г. Москва)). Однако это всё единичные случаи, и в своём большинстве эти инвалиды по окончании школы оказываются опять «запертыми» дома и теряют усвоенное ранее. Даже после окончания колледжа (Московский колледж №21 «Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки») или техникума («Пермский техникум промышленных и информационных технологий») лица с умеренной умственной отсталостью, овладев профессией «швея», «озеленитель», «полиграфист» и т.п. не могут найти работу (отдельные случаи не решают проблемы). Такое положение дел весьма отрицательно сказывается на состоянии самих инвалидов и, конечно, на всём жизненном укладе их близких (Маллер Александр Рувимович, 2014) [5].

Нужна сеть «покровительственных мастерских», работающих в системе учреждений Министерства социальной защиты населения или обществ инвалидов. Следует открыть на муниципальных производствах места защищенного труда, где могли бы работать эти люди. Требуются законодательные акты, определяющие пути трудоустройства (занятости) этой категории инвалидов.

Непосредственно с вопросом трудоустройства этой категории инвалидов связана проблема толерантности социума.

Философский энциклопедический словарь объясняет «толерантность» как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам» (2011) [9]. По определению С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова, «толерантность – это способность индивида без противодействия воспринимать отличающиеся от его собственного мнения образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов»[1]. Нам близки мысли А.Г. Асмолова, обращённые к участникам I Всероссийского съезда дефектологов о том, что «сумеем ли мы преодолеть негативные стереотипы, предрассудки по отношению к Иным, не похожим на нас людям, и прежде всего, к особым детям. Именно эти негативные стереотипы и выступают как социальные и психологические барьеры, превращающие порой детей и людей с ОВЗ в социальных изгоев…».

Наши исследования показали, что главной, ведущей причиной отказа в приёме на работу лиц с ментальной недостаточностью являлась их внешность. Назывались и другие причины (сложное экономическое положение в стране, невозможность организации рабочих мест и т.д.), но на первое место всегда выходила проблема внешности этих людей, отрицательное отношение окружающих к этой категории инвалидов (Маллер Александр Рувимович, 2015) [5].

Учитывая важность данной проблемы, нами был разработан межрегиональный проект «Дети как дети. Воспитание в обществе толерантного отношения к детям-инвалидам» (далее – Проект).

Сущность настоящего Проекта заключается в том, что, с одной стороны, идёт воспитание в обществе толерантного отношения к людям с проблемами развития, с другой – совершенствование у детей-инвалидов в ходе их обучения навыков социальной коммуникации и организация поддержки семей детей с нарушениями развития.

В задачи Проекта входит: мониторинг оценки толерантности к детям-инвалидам и воспитание гуманистического отношения к людям с отклонениями в развитии; организация курсовой подготовки для специалистов, работающих с детьми–инвалидами; проведение круглых столов, семинаров, открытых уроков по вопросам толерантного отношения к детям с проблемами развития; разработка программно-методических материалов по формированию у детей-инвалидов социальной компетентности; подготовка литературы для родителей; освещение результатов Проекта в научной литературе и средствах массовой информации.

Согласно задачам Проекта мы провели экспериментальную работу с социумом. Так, в районе местонахождения инновационной площадки Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья» №152 г. Перми были распространены короткие памятки «Если встретите не похожего на вас человека». В них рассказывалось о детях/людях с инвалидностью, объяснялось, как оказывать им помощь и строить коммуникацию. В результате подобной работы в школу пришли волонтёры – студенты Пермского филиала НОУ «Академия права и управления» г. Москвы. Они помогали обучающимся в расширении социальных контактов, знакомили с госучреждениями, отвечающими за социальные вопросы и т.д. Волонтёры оказывали также помощь родителям детей-инвалидов при составлении юридических документов

Нами совместно с Центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи (директор В.В. Зарецкий) и Министерством образования и науки Российской Федерации в Еврейском музее и центре толерантности Москвы в 2013 году была организована выставка изобразительной деятельности детей-инвалидов, воспитанников Центра содействия семейному воспитанию «Южное Бутово». Её экспозиция была основана на принципах педагогического оптимизма – все дети обучаемы, имеют потенциальные возможности для развития и овладения социально-коммуникативными изобразительными навыками.

Чрезвычайно интересным было общение воспитанников с посетителями выставки. Многие авторы старались привлечь людей к своему рисунку, рассказывали о его содержании. Посетители выставки отметили стремление детей к контакту (вербальному или жестовому); организованность детей, их адекватное поведение.

Следует отметить участие детей-инвалидов наряду со сверстниками общеобразовательных школ в 2015 году во Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий». Эксперты конкурса достаточно высоко оценили работы как здоровых детей, так и детей с проблемами развития.

На основании ФГОС и Проекта для обучающихся с выраженной умственной отсталостью подготовлен усовершенствованный вариант программы «Окружающий социальный мир» с элементами информационно-коммуникативных технологий (последнее для детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью).

Согласно плану Проекта нами были проведены семинары, межрегиональные конференции, освещающие идеи Проекта, его значимость в плане воспитания в социуме толерантного отношения к людям с проблемами развития. Были организованы уроки толерантности в начальных классах общеобразовательных массовых организаций. После серии подобных уроков дети писали короткие сочинения, связанные с темой занятия (см. вкладку №1).

В ходе реализации Проекта на базе образовательной организации открыта «Семейная гостиная». Здесь родители детей-инвалидов общаются между собой, делятся друг с другом специальной литературой и т.п. При необходимости они могут получить консультацию и поддержку различных специалистов: врачей-психиатров, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов. В определённой мере снижается эмоциональная напряжённость в семье.

Это очень важное направление работы. Исследования показывают, как в динамике, со временем нарастает психологическая усталость в семье ребёнка-инвалида (Маллер Александр Рувимович, 2014) [6]. Так, на психологическую усталость указали 5,3% родителей детей начальных классов, 17,8% родителей обучающихся средних классов и 33% родителей, чьи дети учатся в старших классах. Отсюда следует, что родители ждут от специалистов моральной поддержки, при этом процент таких родителей увеличивается по мере нарастания психологического напряжения (от 39% до 44 %).

Кроме открытия «Семейной гостиной» для родителей, нами издана книга «У вас особенный ребёнок» (Маллер Александр Рувимович, 2014) [6]. На доступных примерах показано, как воспитывать и обучать детей–инвалидов, прививать им навыки самообслуживания, развивать речь, учить играть и выполнять несложные задания, связанные с жизненными ситуациями.

Издана книга, написанная молодым человеком с синдромом Дауна[2]. Книга очень интересная, автор рассказывает о своей повседневной жизни, описывает встречи с близкими ему людьми. Мы считаем, что на примере этой книги показаны потенциальные возможности подобных людей, их стремление к овладению социально-бытовыми навыками (Маллер Александр Рувимович, 2015) [10].

Важность и актуальность Проекта подтверждается письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. №09-1676, в котором предлагается образовательным организациям разрабатывать специальные программы, направленные на формирование среди детей и молодежи толерантного сознания.

Перспективы дальнейших исследований связаны с расширением поиска путей и способов реализации социально-трудовой адаптации инвалидов. Следует продолжить просветительскую работу в социуме по развитию толерантного отношения к людям с психофизическими нарушениями.

 

Из опыта Республики Беларусь

 

28 сентября 2015 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов (указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2015 г. № 401), принятой в 2006 г.

Несколько статей Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 дек. 2006 г., обращают на себя особое внимание, когда мы поднимаем вопрос о статусе взрослых с ТМНР, а именно: ст. 19 «Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество», в которой признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания; ст. 27 «Труд и занятость», в которой право на труд закреплено за каждым человеком, наравне с другими, вне зависимости от тяжести нарушений (2006) [2]. Данные статьи обязывают разрабатывать систему профориентации и профессионального (трудового) обучения, а также организацию рабочих мест с защищенной трудовой занятостью для людей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), таким образом подталкивая к поиску новых форм социально-психолого-педагогического сопровождения.

В 2007 г. в Республике Беларусь принимается Закон о социальном обслуживании населения, а с 2011-го открываются отделения дневного пребывания при территориальных центрах социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН) для лиц с ТМНР после 18 лет. Сегодня такие отделения работают практически при каждом ТЦСОН. По состоянию на 01.07.2015 г., отделений дневного пребывания 144, посещают которые около 4000 молодых людей и взрослых с ТМНР. это подростки и взрослые с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающие в семье. Деятельность ТЦСОН максимально приближена к реальным нуждам данной группы населения, а их расположение – к месту проживания последней. Однако образование со всей остротой ставит новые проблемы: создание условий для непрерывного, на протяжении всей жизни образования подростков и взрослых с ТМНР, как живущих в семьях, так и для тех, которые находятся в домах-интернатах. Это позволило бы им быть включенными в посильную бытовую и сопровождаемую трудовую деятельность.

Подростки и взрослые после 18 лет, проживающие не в семье, переводятся в психоневрологические дома-интернаты. По статистическим данным, в существующих в стране 47 домах-интернатах проживают 12 619 лиц с инвалидностью. С 2015 года во всех психоневрологических домах-интернатах республики в проектном режиме создаются Центры обучения и развития для людей, проживающих в домах-интернатах. Таким образом, воплощается в жизнь идея непрерывного образования лиц с инвалидностью.

Нестационарное социальное обслуживание (ТЦСОН) в последние годы практически стало альтернативой стационарному. Как показывает практика, эта форма обслуживания остается самой востребованной и экономически выгодной.

Сегодня в отделениях дневного пребывания при ТЦСОН, в большей мере, представлена досуговая, кружковая деятельность, что полностью соответствует их Положению (2007) [7].

Приведем примеры социально-образовательных проектов, реализуемых в таком отделении ТЦСОН Заводского района г. Минска:

«Оздоровление молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития». Цель: оздоровление и двигательная реабилитация инвалидов с ТМНР с использованием элементов лечебной физкультуры и дыхательных упражнений;

«От всего сердца, от всей души». Цель: приобщение молодых инвалидов с ТМНР к прекрасному посредством их посильного участия в театрализованных мероприятиях, танцевальных и игровых программах;

«Выращивание сортовых фиалок». Цель: приобщение молодых людей с ТМНР к трудовой деятельности посредством выращивания фиалок, отработка знаний, умений ухода за комнатными растениями;

«Трамвай желаний». Цель: реализация личностного потенциала и активизация внутренних ресурсов, заложенных в каждом человеке;

«Стираем вместе». Цель: социально-бытовая и трудовая реабилитация лиц с ТМНР, посещающих отделение дневного пребывания для инвалидов, на постоянной основе, через оказание комплекса прачечных услуг пожилым людям, находящимся на обслуживании в отделении социальной помощи на дому;

«Сотвори и реализуй свою мечту» (в рамках трудотерапии). Цель: приобщение лиц с ТМНР к народным промыслам для самореализации в социуме;

«Решение проблем выходного дня». Цель: предоставление социальной передышки родителям (членам семьи) лиц с ТМНР на определенный период времени в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов в выходной день.

В рамках социально-образовательных проектов проводятся мероприятия:

– посещение выставок, приуроченных к праздникам народного творчества пасхальные, калядные, рождественские и др.

– участие в мастер-классах от мастеров народных промыслов по различным направлениям;

– посещение «Города мастеров» на празднике города;

– посещение Республиканского центра художественного творчества детей и молодежи;

– посещение музея народной архитектуры и быта «Строчыцы» в деревне Озерцо;

– посещение музейного комплекса старинных ремесел и технологий «Дудуткi»;

– посещение выставки-продажи изделий декоративно-прикладного творчества «Млын»;

– регистрация ремесленной деятельности;

– реализация сувенирной продукции не только на городских ярмарках, но и в торговых точках.

Сегодня уже очевидно, что отделения дневного пребывания ТЦСОН не представляют собой производств, учитывающих степень заболевания человека, и в то же время осуществляющих выработку изделий, сбыт готовой продукции, выплату вознаграждения участвующим в производстве. Выпускники с ТМНР, освоившие образовательные программы специального образования, по медицинским противопоказаниям не имеют возможности получить «профессию». Это слово не случайно взято в кавычки, т.к. содержательный смысл его может быть трансформирован. Следовательно, они лишаются шанса трудоустроиться, дополнительного материального обеспечения, интеграции в общество. Таким образом, вопрос труда взрослых пока остается отрытым.

Кроме этого, выпускники ЦКРОиР не всегда имеют возможность поступить и в ТЦСОН. Это связано с тем, что центр не готов принимать молодых людей-инвалидов с ТМНР (инвалидов-колясочников, не обслуживающих себя самостоятельно), которые не могут самостоятельно добраться до ТЦСОН. С одной стороны, это связано с тяжестью психофизических нарушений учащихся центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР), что требует хорошей подготовки специалистов отделений дневного пребывания в области специальной психологии и педагогики, и, самое главное, психологической готовности работать с людьми с ТМНР. С другой стороны, сама структура штата отделений дневного пребывания, помещения также должны учитывать специфику сопровождения взрослых с ТМНР. Отмечается и недостаточность проведения совместных встреч специалистов ТЦСОН с сотрудниками ЦКРОиР по обмену опытом, обучению методам и приемам работы с детьми с ТМНР, недостаточное количество обучающих методических семинаров.

Сложившаяся ситуация вызывает тревогу, как со стороны специальных учреждений образования Республики Беларусь, которые хорошо понимают, что потеря развивающей и обучающей среды приведет к угасанию сформированных многолетним трудом достижений развития, так и со стороны родителей, для которых вопрос о будущем своего подросшего ребенка представляется наиболее болезненным, а перспектива закрытого психоневрологического интерната не является привлекательной.

Однако есть в стране положительные примеры, как в государственных учреждениях, так и в негосударственных.

Приведем пример создания рабочих мест в государственных учреждениях. Так, при ТЦСОН Октябрьского района г. Минска в 2010 г. было открыто первое в столице экспериментальное предприятие «АртИдея» для людей с ТМНР. 18 молодых людей с инвалидностью предлагают широкий выбор полиграфической продукции по доступным ценам: визитки, бланки, буклеты, брошюры, конверты, этикетки, календари, папки, открытки, упаковку, стикеры и многое другое. Всего же в стране подобного типа предприятий создано уже 4 и 40 молодых людей с инвалидностью трудоустроены на свободном рынке труда.

Уже 5 лет вышеуказанная организация сотрудничает с Центром внешкольной работы «Ветразь», несколько лет – с ТЦСОН района. Эти организации предлагают молодым людям с инвалидностью различные мероприятия, предоставляют педагогов для работы в мастерской.

Примером негосударственного учреждения может служить создание мастерских в здании учебного корпуса православного храма в Минске, где в 1997 г. были оборудованы временные мастерские для работы людей с умственными и физическими нарушениями развития. 7 сотрудников с ограничениями начали работать в типографии и швейной мастерской. Это был первый опыт. Основная цель создания таких мастерских – дать возможность для духовного возрождения, реабилитации и возврата в общество взрослых людей, имеющих недостатки в развитии. В настоящее время в мастерских прихода предоставлено 52 рабочих места при швейном, издательско-полиграфическом, свечном и столярно-слесарном производственных отделах, а также в библиотеке и на кухне для людей с инвалидностью: интеллектуальной недостаточностью в выраженной степени тяжести, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эпилепсией, нарушениями зрения.

Каждая мастерская предоставляет для выполнения вспомогательную работу в рамках общего плана деятельности мастерской. Группами по 10 – 12 человек руководят инструкторы по труду. Под их наблюдением выполняется работа и протекает остальная жизнедеятельность сотрудников мастерской.

С 2002 г. в приходе осуществляется работа по программе профессиональной подготовки и реабилитации людей с умственными и физическими ограничениями. Это еще 20 рабочих мест. Современные установки реабилитации направлены на введение молодых людей с инвалидностью во взрослый мир, таким образом и в такой степени, насколько это возможно для каждого из них. Основная задача учебного курса – ориентировать молодых людей с ограничениями в правильном выборе будущей специальности, заинтересовать их процессом труда и его результатом, воспитывать личностные качества: усидчивость, стремление достичь намеченной цели, желание выполнять свою работу качественно и аккуратно, экономно обращаться с материалами, беречь оборудование, быть готовым к работе, соблюдать технику безопасности.

Двухлетнее обучение ориентировано на практику и предполагает подготовку трех групп обучающихся в рамках художественной деревообработки, швейного дела, а также компьютерной верстки и дизайна. В данном процессе участвуют инструктора, организующие производство, и педагоги, определяющие алгоритм обучения в соответствии с индивидуальными возможностями каждого учащегося.

В программу обучения включен этап профессионального самоопределения – период, когда молодой человек имеет возможность познакомиться с некоторыми операциями нескольких типов производств и выбрать наиболее интересную и подходящую для него деятельность.

В 2004 г. в учебных мастерских состоялся первый выпуск 24 молодых людей с инвалидностью. Среди них 11 человек – выпускники ЦКРОиР г. Минска. Они приобрели профессии и продолжают работать в мастерских прихода. В программу профессиональной подготовки и реабилитации людей с инвалидностью включены дополнительные курсы: ознакомление с окружающим; чтение и обсуждение прочитанного; музыка; занятия по физическому развитию, а также мероприятия, которые дают возможность умственно отсталому человеку личностно и духовно возрасти: посещение выставок (в том числе профессиональных), знакомство с животным миром Беларуси и других стран, а также участие в общих приходских мероприятиях – Рождественских и Пасхальных праздниках.

Создание ТЦСОН является действенным результатом реализации прогрессивного и гуманного Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании населения» (2007) и позволяет обеспечить:

– возможность молодым людям (после 18 лет) и взрослым с тяжелыми множественными нарушениями продолжать жить и воспитываться в семье, а не в домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты;

– включенность в бытовую и трудовую занятость, во взаимодействие с другими людьми;

– экономию бюджетных средств в связи с прекращением строительства дополнительных школ-интернатов, возможностью выхода на работу трудоспособного возраста родителей лиц с ТМНР, проживание в семье, а не в доме-интернате на полном государственном обеспечении на протяжении всей жизни.

Образование со всей остротой ставит новые проблемы: создание системы реабилитационных учреждений для подростков и взрослых с ТМНР, которые они смогли бы посещать по достижении совершеннолетия, позволяющих реализовать идею непрерывного образования и включать в посильную бытовую и трудовую деятельность (Лисовская Татьяна Викторовна, 2015) [4].

Решение данных проблем возможно лишь при осуществлении согласованных действий Министерствами труда и социальной защиты, здравоохранения и образования: разработки перечня показанных лицам с ТМНР работ (видов работ, операций), обеспечения содержания обучения, оказания содействия в трудоустройстве (бытовой и трудовой занятости) и закрепления на производстве защищенных рабочих мест, организации социально-психологической помощи (Кравцова Марина Викторовна, 2012) [3]. Право на самостоятельную жизнь, работу, обучение, личностное развитие, участие в общественной жизни – это право каждого гражданина.

 

Литература

  1. (1995) Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
  2. (2006) Конвенция о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН, 13 дек. 2006 г., резолюция 61/106 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml. – Дата доступа: 29.01.2013.
  3. Кравцова, М.В. (2012) Новая парадигма социально-психологической помощи людям с особенностями психофизического развития в свете Конвенции ООН о правах инвалидов // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки Сборник научных статей. В 2-х частях. Выпуск 9 (14), под ред. проф. В.Ф.Беркова, Мн: РИВШ, 2012. – С.108 – 114.
  4. Лисовская, Т. В. (2015) Цель, задачи, функции и принципы непрерывного образования лиц с инвалидностью / Т. В. Лисовская // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 40 – 49.
  5. Маллер, А. Р. (2015) Социальное образование детей с нарушениями интеллекта (выраженная интеллектуальная недостаточность) : учеб.-метод. пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2015. – 224 с.
  6. Маллер, А. Р. (2014) У вас особенный ребёнок / А. Р. Маллер. – М. : Изд-во «Секачев», 2014. – 92 с.
  7. (2007) Об утверждении Программы развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 сент. 2007 г., № 1229 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/razdel5/num2/5d25886.html. – Дата доступа: 29.01.2013.
  8. (2014) Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М. : Минобрнауки РФ, 2014. – 380 с.
  9. (2011) Философский энциклопедический словарь / Под ред. А. Б. Васильева. – 2-е изд. – М. : Инфра-М, 2011. – 576 с.
  10. Maller, A. (2015) Možné způsoby socializace dětí s Downovým syndromem / А. Maller. – Plus 21, Praha, Vydava - Spolecnost Down Syndrom CZ. – 2015. – № 2. – Р. 25–26.

 

 

Опубликовано:

Маллер, А. Р. Воспитание в социуме толерантности к детям-инвалидам с психофизическими нарушениями / А. Р. Маллер, Т. В. Лисовская. – Interdyscyplinarne konteksty pedagogiki specjalnej. – 2016. – № 6.

 

[1] Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). Москва-Воронеж. 2003.

[2] Воробьёв А.А. Поёт моя душа. Москва-Егорьевск, 2014.

Дадаць каментарый

Авторам некорректных комментариев доступ на сайт будет заблокирован


Ахоўны код
Абнавіць