Cтуканов Виталий Григорьевич,
заведующий лабораторией проблем воспитания личности научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
формирование, развитие и коррекция личности;
нравственно-правовое воспитание; педагогическая профилактика и психокоррекция девиантного поведения; социальная профилактика правонарушений; формирование правосознания личности;
информационно-психологическое воздействие на общественное сознание; психология управления. 

 

 

Концептуальные основания военно-патриотического воспитания
в учреждениях общего среднего образования

В статье осуществлен психолого-педагогический анализ содержания и направлений военно-патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования. Военно-патриотическое воспитание рассматривается как педагогический процесс, направленный на формирование патриотического сознания, морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества. Обоснованы структурные компоненты патриотического сознания. Сформулированы задачи и направления военно-патриотического воспитания (военно-идеологическое, военно-историческое и военно-спортивное).

Ключевые слова: патриотизм; военно-патриотическое воспитание; патриотическое сознание; Отечество; военно-идеологическое направление; военно-историческое направление; военно-спортивное направление.

Полный текст статьи размещен здесь.

Ишмуратова Елена Михайловна,
доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат педагогических наук.

 

 

 

 

 

 

Технологии оказания помощи детям раннего возраста с аутизмом

Статья посвящена современным педагогическим технологиям оказания помощи детям раннего возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Автор рассматривает различные модели сопровождения семьи ребенка с РАС, особенности оказания ранней помощи в разных странах.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра; ранняя помощь; сопровождение семьи ребенка с РАС.

Полный текст статьи размещен здесь.

Русецкий Василий Федорович,
начальник научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
коммуникативная лингвистика, культура речи, риторика, педагогический дискурс, развитие гуманитарного образования в информационном обществе.

 

 

 

 

 

Прогнозирование в образовании как научная проблема: исходные положения

В статье показано, что прогнозирование одно из важных направлений в науке и одновременно сложная научная проблема. Рассмотрены особенности образования (неопределенность параметров системы, историзм, субъективизм и другие), которые усложняют прогнозирование в данной области. Установлены исходные положения для проведения научных прогнозов в образовании.

Ключевые слова: образование; педагогика; проблемы развития; научный прогноз развития; субъективизм; цели устойчивого развития; международные программы исследований качества образования.

Полный текст статьи размещен здесь.

Волочко Анна Михайловна,
главный научный сотрудник лаборатории гуманитарного образования Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
методика обучения белорусскому языку в учреждениях общего среднего образования;
лингвометодика;
развитие связной речи.

Шибкова Кристина Игоревна,
учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории средней школы № 186 г. Минска, аспирант Белорусского государственного университета имени Максима Танка.

 

Читательские умения как основа формирования читательской грамотности при обучении языкам

В статье раскрывается понятие «читательские умения», дается его уточнение в связи с международными сопоставительными исследованиями качества образования. С целью формирования читательских умений при обучении языкам предлагается выделить пять групп умений, связанных с чтением и пониманием текста. Приводится характеристика читательских действий и соответствующих им читательских умений, которые при обучении русскому (белорусскому) языкам являются основой формирования читательской грамотности учащихся.

Ключевые слова: читательская грамотность; чтение; понимание текста; читательские умения; читательские действия; навыки работы с текстом; обучение языкам.

Полный текст статьи размещен здесь.

Хитрюк Вера Валерьевна,
директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, доцент.

Сфера научных интересов:
обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью;
подготовка педагогов к работе в условиях образовательной интеграции;
формирование инклюзивной готовности будущих педагогов. 

 

 

 

 

Отечественный и зарубежный опыт обеспечения инклюзии в общем образовании:
противоречия, проблемы, задачи

На основе анализа систем образования стран Скандинавии, Западной Европы, США, Китая, Австралии, Гонконга, государств постсоветского пространства и Беларуси определены и описаны основные общие механизмы и инструменты осуществления инклюзивной образовательной практики. Выявлены противоречия обеспечения инклюзии в общем образовании в социальном, образовательном и профессионально-педагогическом аспектах. Рассмотрены основные проблемы отечественной образовательной практики в контексте принципа инклюзии в образовании, сформулированы задачи, направленные на их разрешение.

Ключевые слова: общее образование; инклюзивные процессы; образовательная инклюзия; противоречия в обеспечении инклюзии; особые образовательные потребности; специальные условия образования; дети с особенностями психофизического развития; инструменты обеспечения инклюзивной образовательной практики.

Полный текст статьи размещен здесь.