ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19 июля 2011 г. № 90

Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении

На основании абзаца второго подпункта 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 969 «О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь на принятие (издание) нормативных правовых актов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании» Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о специальном дошкольном учреждении.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

С.А.Маскевич

 

СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения
Республики Беларусь

В.И.Жарко

07.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Министр труда
и социальной защиты
Республики Беларусь

М.А.Щеткина

23.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Министр финансов
Республики Беларусь

А.М.Харковец

06.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Министр экономики
Республики Беларусь

Н.Г.Снопков

23.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Брестского областного
исполнительного комитета

К.А.Сумар

07.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель председателя
Витебского областного
исполнительного комитета

В.Г.Новацкий

04.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гомельского областного
исполнительного комитета

В.А.Дворник

09.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гродненского областного
исполнительного комитета

С.Б.Шапиро

07.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского областного
исполнительного комитета

Б.В.Батура

07.06.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Могилевского областного
исполнительного комитета

П.М.Рудник

06.06.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского городского
исполнительного комитета

Н.А.Ладутько

09.06.2011

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь

19.07.2011 № 90

ПОЛОЖЕНИЕ
о специальном дошкольном учреждении

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности специального дошкольного учреждения.

2. Настоящее Положение обязательно для применения в части организации образовательной деятельности иными учреждениями образования, организациями и индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующими образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее, если не установлено иное, – специальное дошкольное учреждение).

3. В специальном дошкольном учреждении реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – программы специального образования), программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться программа дополнительного образования детей и молодежи.

4. К специальным дошкольным учреждениям относятся:

специальный ясли-сад;

специальный детский сад;

республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Специальный ясли-сад – специальное дошкольное учреждение для лиц с особенностями психофизического развития раннего и дошкольного возраста, в котором реализуются образовательные программы специального образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.

Специальный детский сад – специальное дошкольное учреждение для лиц с особенностями психофизического развития дошкольного возраста, в котором реализуются образовательные программы специального образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.

Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха – специальное дошкольное учреждение с круглогодичным режимом пребывания для лиц с особенностями психофизического развития дошкольного возраста с нарушением слуха, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.

Решение об изменении вида специального дошкольного учреждения принимается учредителем по собственной инициативе либо по инициативе учреждения образования при совокупности следующих условий:

обоснования необходимости изменения вида учреждения образования;

соответствия учреждения образования критериям заявляемого вида;

согласования с Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь (для специальных дошкольных учреждений республиканской формы собственности), соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом (для специальных дошкольных учреждений коммунальной формы собственности), Министерством образования Республики Беларусь (для специальных дошкольных учреждений, не подчиненных Министерству образования Республики Беларусь).

5. Участниками образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования в специальном дошкольном учреждении являются:

воспитанники с особенностями психофизического развития;

законные представители воспитанников с особенностями психофизического развития;

педагогические работники специального дошкольного учреждения.

6. В специальное дошкольное учреждение принимаются воспитанники с особенностями психофизического развития из числа несовершеннолетних граждан Республики Беларусь, несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, на основании:

заявления законного представителя воспитанника;

медицинской справки о состоянии здоровья;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

направления в государственное учреждение дошкольного образования для освоения содержания образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования.

7. Специальные дошкольные учреждения в зависимости от физических и (или) психических нарушений создаются для воспитанников:

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушением слуха;

с нарушениями зрения;

с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

с интеллектуальной недостаточностью.

8. Специальное дошкольное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Положением, уставом специального дошкольного учреждения.

9. Специальное дошкольное учреждение может иметь в своей структуре обособленные подразделения и структурные подразделения.

Деятельность обособленных подразделений и структурных подразделений специального дошкольного учреждения регулируется положениями об обособленных подразделениях и о структурных подразделениях, уставом специального дошкольного учреждения, иными актами законодательства.

10. Специальное дошкольное учреждение может быть государственным или частным.

11. Создание, реорганизация, ликвидация специального дошкольного учреждения осуществляются в соответствии с законодательством.

12. Специальное дошкольное учреждение ведет делопроизводство в порядке, установленном законодательством.

13. Специальное дошкольное учреждение может участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности в порядке, установленном законодательством.

14. Питание детей в специальном дошкольном учреждении организуется в порядке, установленном законодательством.

15. Обеспечение специального дошкольного учреждения учебными изданиями осуществляется в соответствии с законодательством.

16. Оказание медицинской помощи воспитанникам в специальном дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с законодательством.

17. Специальное дошкольное учреждение имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 2
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

18. Специальное дошкольное учреждение создается с целью получения специального образования воспитанниками с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования, разностороннего развития и социализации воспитанников с особенностями психофизического развития раннего и дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

19. Основными задачами специального дошкольного учреждения являются:

обеспечение получения специального образования лицам с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений;

социальная реабилитация воспитанников с особенностями психофизического развития, обеспечивающая создание им равных возможностей для участия в жизни общества, формирование жизнеспособной личности, включение в активное социальное взаимодействие;

подготовка воспитанников с особенностями психофизического развития к получению образования на уровне общего среднего образования, включению их в среду сверстников, не имеющих особенностей психофизического развития, обеспечение их максимально возможной социальной адаптации и интеграции в обществе;

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития воспитанников, воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям.

20. Для достижения своих задач специальное дошкольное учреждение выполняет следующие функции:

организует обучение и воспитание воспитанников с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования;

реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, может реализовывать образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи;

создает специальные условия для получения образования и коррекции имеющихся физических и (или) психических нарушений воспитанников с особенностями психофизического развития;

обеспечивает охрану, защиту и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни;

обеспечивает воспитанников с особенностями психофизического развития своевременной квалифицированной психолого-педагогической помощью;

формирует позитивное общественное мнение в отношении лиц с особенностями психофизического развития, улучшение морально-психологического положения детей с особенностями психофизического развития в семье, коллективе, обществе;

проводит работу по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников;

организует оказание медицинской помощи воспитанникам;

развивает компенсаторные способности, исправляет и (или) проводит работу по ослаблению нарушений в психофизическом развитии воспитанников;

проводит консультативную работу с законными представителями по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка с особенностями психофизического развития.

21. Специальное дошкольное учреждение кроме основных функций, перечисленных в пункте 20 настоящего Положения, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, может осуществлять:

организацию образовательного процесса в санаторно-курортных и оздоровительных организациях при направлении в санаторно-курортные и оздоровительные организации групп детей;

организацию получения специального образования на дому воспитанниками с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования;

организацию обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, которые осваивают содержание образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования и которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях в организациях здравоохранения;

организацию обучения по индивидуальным учебным планам и индивидуальным программам;

инновационную и экспериментальную деятельность.

22. Специальное дошкольное учреждение в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей воспитанников во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

23. При организации образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении воспитанники объединяются в группы:

первого раннего возраста (до одного года);

второго раннего возраста (от одного года до двух лет);

первую младшую (от двух до трех лет);

вторую младшую (от трех до четырех лет);

среднюю (от четырех до пяти лет);

старшую (от пяти до семи (восьми) лет);

разновозрастную (от одного года до семи (восьми) лет).

24. Комплектование групп осуществляется на основе заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с особенностями психофизического развития в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями к получению специального образования, утверждаемыми Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

25. Наполняемость групп в специальном дошкольном учреждении определяется согласно пункту 10 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

В специальном дошкольном учреждении по решению учредителя может быть установлена меньшая наполняемость групп.

26. При организации образовательного процесса создаются специальные условия.

К специальным условиям относятся:

организация педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации;

обучение по учебным планам специального образования (далее – учебные планы), учебным программам по образовательным областям (далее – учебные программы), программам коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования (далее – программы коррекционных занятий) с использованием соответствующих учебных изданий, методик преподавания образовательных областей;

создание адаптивной образовательной среды.

27. Организация образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов, учебных программ, программ коррекционных занятий.

Коррекционная направленность образовательного процесса реализуется во всех формах организации образовательного процесса: в игре, на занятиях в рамках реализации образовательных областей учебных программ, на коррекционных занятиях, при организации режима дня.

28. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования в специальном дошкольном учреждении организуется на белорусском или русском языке.

Язык обучения и воспитания (белорусский или русский) определяется учредителем специального дошкольного учреждения с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

29. Педагогические и иные работники специального дошкольного учреждения обеспечивают организацию образовательного процесса с воспитанниками на основании соответствующего учебного плана, учебной программы, программ коррекционных занятий.

30. Образовательный процесс осуществляется круглогодично.

31. В специальном дошкольном учреждении устанавливаются каникулы. Общая продолжительность каникул составляет сто десять дней: летние – девяносто календарных дней, зимние – десять календарных дней, весенние – десять календарных дней. В зависимости от тяжести физических и (или) психических нарушений при организации образовательного процесса могут устанавливаться дополнительные (осенние) каникулы продолжительностью не более 10 дней.

В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

32. Время пребывания воспитанников в специальном дошкольном учреждении определяется учредителем специального дошкольного учреждения в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов (группы кратковременного пребывания), 10,5 часа, 12 часов, 24 часа.

33. Образовательный процесс осуществляется в группах и (или) индивидуально.

34. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие (далее – занятие).

35. Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Расписание занятий утверждается руководителем специального дошкольного учреждения.

36. Проведение занятий в специальном дошкольном учреждении осуществляется преимущественно в первую половину дня. Во вторую половину дня могут проводиться индивидуальные и групповые занятия по интересам, занятия физической культурой и музыкальные занятия, творческие и подвижные игры, экскурсии, тематические праздники.

37. При организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания с воспитанниками проводится работа по своевременной социализации в коллективе сверстников и взрослых, формированию основ готовности к обучению на следующем уровне образования. Группы кратковременного пребывания детей функционируют по гибкому режиму от 2 до 5 раз в неделю в зависимости от пожеланий законных представителей воспитанников.

38. Продолжительность перерывов между занятиями определяется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

39. В специальном дошкольном учреждении в целях социальной адаптации воспитанников и оптимизации образовательного процесса осуществляются социально-педагогическая поддержка воспитанников и оказание им психологической помощи.

Социально-педагогическая поддержка воспитанников и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой специального дошкольного учреждения.

40. Подвоз воспитанников из числа лиц с особенностями психофизического развития в специальное дошкольное учреждение на специально оборудованном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно организуется местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном актами законодательства.

41. В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха:

комплектование групп осуществляется с учетом степени реабилитации воспитанников (качества слухопротезирования, уровня развития речи);

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

образовательный процесс организуется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и (или) индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе;

образовательный процесс с обучающимися с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие с потерей слуха в пределах 70–90 децибел) организуется на белорусском или русском (письменная, устная, дактильная формы) и жестовом языках;

образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (сурдопедагог) и воспитатель.

42. В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения:

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

образовательный процесс организуется с использованием тифлотехнических средств, специального оборудования, в том числе информационных коммуникационных ресурсов, для незрячих – и на основе рельефно-точечной системы Брайля, для слабовидящих – и по учебным пособиям, издаваемым увеличенным шрифтом;

образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (тифлопедагог) и воспитатель.

43. В специальном дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи:

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

создается соответствующая адаптивная образовательная среда (речевой режим, обеспечение звукоизоляции в кабинетах для логопедических занятий и др.);

образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатель.

44. В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении):

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель.

45. В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

создается адаптивная образовательная среда (безбарьерная среда, обеспечивается использование специализированных информационных коммуникационных ресурсов, организуется соответствующий режим двигательной активности);

работу по коррекции физических и (или) психических нарушений развития воспитанников, созданию адаптивной образовательной среды, подбору приспособлений и специализированных информационных коммуникационных ресурсов с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника осуществляют специалисты: инструктор-методист физической реабилитации (инструктор по лечебной физкультуре, эрготерапевт), учитель-дефектолог, воспитатель, педагог-психолог и другие работники.

46. В специальном дошкольном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью:

образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;

образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель.

47. В специальном дошкольном учреждении с целью оказания логопедической помощи воспитанникам с нарушениями зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, имеющим нарушения речи, открывается ставка учителя-дефектолога (учителя-логопеда). Основной формой оказания логопедической помощи являются занятия по исправлению нарушений речи воспитанников, которые осуществляются в группе или индивидуально.

Группы для проведения занятий по исправлению речи комплектуются учителем-дефектологом (учителем-логопедом) с учетом возраста воспитанников, характера и степени тяжести нарушения речи.

Занятия проводятся учителем-дефектологом (учителем-логопедом) по расписанию, которое утверждает руководитель специального дошкольного учреждения.

48. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.

ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

49. Специальное дошкольное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательством.

50. Специальное дошкольное учреждение в соответствии с законодательством имеет право:

формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

Иные права учреждения образования устанавливаются актами законодательства, уставом специального дошкольного учреждения.

51. Специальное дошкольное учреждение обязано обеспечивать:

качество образования;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для воспитанников, правил внутреннего трудового распорядка специального дошкольного учреждения;

моральное и материальное стимулирование воспитанников, педагогических и иных работников специального дошкольного учреждения;

меры социальной защиты воспитанников;

создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи, проживания (при необходимости) воспитанников;

ознакомление законных представителей воспитанников при зачислении в специальное дошкольное учреждение со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

Иные обязанности учреждения образования устанавливаются актами законодательства, уставом специального дошкольного учреждения.

ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

52. Воспитанники имеют право на:

получение образования по учебным планам и учебным программам в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения;

обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы для воспитанников с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями с учетом структуры и степени тяжести имеющихся у них нарушений;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов специального дошкольного учреждения;

подвоз воспитанников в специальное дошкольное учреждение на специально оборудованном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно;

бесплатное пользование учебными пособиями.

53. Педагогические и иные работники специального дошкольного учреждения имеют право на:

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов воспитания и обучения, учебных изданий и средств обучения;

повышение квалификации в порядке, установленном законодательством.

54. Педагогические и иные работники специального дошкольного учреждения обязаны:

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

осуществлять образовательную деятельность с учетом познавательных возможностей воспитанников в адекватной их здоровью среде обучения;

осуществлять свою деятельность с соблюдением прав воспитанников с особенностями психофизического развития при гуманном к ним отношении;

осуществлять свою деятельность во взаимодействии с организациями здравоохранения.

55. Законные представители имеют право на:

защиту прав и законных интересов воспитанников;

получение полной и достоверной информации о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития и его результатах;

присутствие при проведении психолого-медико-педагогического обследования воспитанника с особенностями психофизического развития;

ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной, воспитательной и коррекционно-педагогической деятельности;

присутствие на занятиях;

получение консультаций и посещение организуемых специальным дошкольным учреждением занятий в целях приобретения специальных знаний по вопросам воспитания и обучения воспитанников с особенностями психофизического развития;

ознакомление при зачислении в специальное дошкольное учреждение со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, учебно-программной документацией.

56. Законные представители обязаны создать необходимые условия для развития, обучения и воспитания, получения специального образования воспитанниками с особенностями психофизического развития в соответствии с их познавательными возможностями, укрепления здоровья, их социальной адаптации и интеграции в общество.

57. Иные права и обязанности участников образовательного процесса устанавливаются иными актами законодательства, учредительными документами, иными локальными нормативными правовыми актами специального дошкольного учреждения.

ГЛАВА 6
УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

58. Управление специальным дошкольным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством, настоящим Положением, его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

59. Непосредственное руководство специальным дошкольным учреждением осуществляет его руководитель (директор, заведующий).

60. Руководитель специального дошкольного учреждения назначается на должность и освобождается от должности его учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.

61. Руководитель специального дошкольного учреждения в своей деятельности по управлению этим специальным дошкольным учреждением взаимодействует с органами самоуправления специального дошкольного учреждения.

62. Основным органом самоуправления специального дошкольного учреждения является совет, возглавляемый его руководителем.

63. В специальном дошкольном учреждении создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

Деятельность совета специального дошкольного учреждения, педагогического совета, попечительского совета, родительского комитета осуществляется в порядке, установленном актами законодательства.

ГЛАВА 7
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

64. Финансирование государственных специальных дошкольных учреждений осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, а также за счет средств от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

65. Финансирование частных специальных дошкольных учреждений осуществляется за счет средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

66. Специальные дошкольные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством.

Приносящая доходы деятельность не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет республиканского и (или) местных бюджетов.

67. Средства, получаемые специальным дошкольным учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством и уставом учреждения.

68. Материально-техническая база специального дошкольного учреждения формируется его учредителем в соответствии с требованиями законодательства.

69. Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с требованиями законодательства.