Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (англ. Organization for Economic Cooperation and Development, OECD); фр. Organisation de Coopération et de Développement Economiques, OCDE) создана в апреле 1948 года. Штаб-квартира организации находится в Париже (Франция), рабочими языками являются английский и французский.

В настоящее время членами ОЭСР являются 34 страны. Постоянными членами исполнительного комитета ОЭСР являются Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, США и Япония; ежегодно он обновляется за счет семи переизбираемых стран.

<…> Важной составляющей деятельности ОЭСР являются сравнительные исследования, направленные на оценку состояния образования на международном уровне и определение на этой основе основных направлений образовательной политики.

<…> Согласно сравнительным исследованиям, в большинстве стран ОЭСР «среднее образование готовит молодых людей для поступления в университеты для получения академического образования, но в некоторых странах (Германия, Словения, Швейцария) большинство учащихся поступают на программы профессионального образования, которое ориентировано на обучение практическим навыкам» [1]. В целом в странах ОЭС на фоне роста количества программ высшего образования сохраняется потребность в краткосрочных программах профессионального образования, где большинство юношей выбирают инженерные, строительные и технологические специальности. Предполагается, что около 47% современных девушек и 32% юношей стран, входящих в ОЭСР, получают высшее образование. В среднем 17% молодых людей стран ОЭСР поступают на программы среднего профессионального образования.

Хотя в целом показатели занятости и заработной платы растут по мере роста уровня образования и навыков взрослых, рынок труда «по-прежнему воспринимает дипломы и степени как первостепенное указание на навыки работника» [2]. Поэтому всё больше молодых людей в странах ОЭСР получают третичное (высшее) образование, причем «диплом высшего образования однозначно приносит свои плоды в долгосрочной перспективе» [3].

<…> Переход с уровня общего среднего на уровень высшего образования в странах – членах ОЭСР осуществляется по-разному.

В ряде стран для продолжения обучения на следующем уровне образования необходимо сдать национальные экзамены по итогам обучения в средней школе.

20 стран помимо национальных экзаменов имеют другие –альтернативные или гибкие – пути продвижения по системе образования.

На начало 2010-х годов вступительные экзамены в учреждения высшего образования существовали в 23 странах ОЭСР [1].

<…> В последние годы, пожалуй, наиболее пристальное внимание исследователей, педагогов-практиков, средств массовой информации обращено к системе образования Финляндии.

С середины 1980-х годов (после реформы школьного образования 1985 года) законодательно запрещено распределение учеников в классы «по способностям» (так называемый «стриминг»). Приоритетной является политика «образовательной инклюзии»: это означает, что педагог должен быть готов работать в гетерогенных классах, где уровень подготовки учащихся может существенно отличаться.

<…> Одной из важных черт современной системы школьного обучения Финляндии является отсутствие школьных экзаменов, которые не сдаются даже после завершения обучения в основной школе. Единственный общенациональный экзамен для школьников сдается по окончании трехгодичного обучения в старшей школе (гимназии или профессиональном училище / колледже) и включает испытания по финскому  (либо шведскому, второму государственному) языку Финляндии, по выбранному иностранному языку, а так же по математике или гуманитарной дисциплине (на выбор).

Цель национального экзамена, как отмечают представители системы управления образованием Финляндии, – оценить реализацию модели школьного образования, ее преимущества и недостатки. Определяющая роль при поступлении в университет или политехник зависит не столько от результатов этого экзамена, сколько от итогов прохождения вступительных испытаний (в письменной и устной формах), которые каждое учреждение высшего образования организовывает и проводит самостоятельно. Также поступление на ряд специальностей (например, на педагогические) предполагает психологическое тестирование, когда в группе под наблюдением специалистов моделируется определенная ситуация.

<…> Система образования в Швеции характеризуется массовостью и демократичностью: «Государственное планирование предусматривает стопроцентный охват средним образованием и стремится свести к минимуму ограничения на прием в высшие учебные заведения (ограничения официально определяются только сроками подачи заявлений и сроками регистрации» [4]. Стоит принимать во внимание и высокую степень централизации в управлении образованием: Министерство образования контролирует как содержание образования (специально создаваемыми комиссиями разрабатываются и используются единые учебные программы), так и качество организации образовательного процесса.

Обязательное образование шведские школьники получают с 7 до 16 лет; в течение семи лет обучения отметки не выставляются. После окончания общеобразовательной школы (9 классов) выпускники могут либо продолжить обучение в интегрированной средней школе высшей ступени (High School), либо начать работать. Однако почти 100% предпочитают получить полное среднее образование. Интересно, что средняя школа высшей ступени «предусматривает около 26 вариантов выбора программы в трех основных направлениях: одногодичные профессионально ориентированные программы, двухгодичные технические программы и трехгодичные академические программы. Все типы программ связаны между собой и ученики имеют практически неограниченные возможности переходов из одних программ в другие». При распределении учащихся по потокам для продолжения образования решающую роль играют не результаты учебной деятельности учащихся (успеваемость), а предпочтения учащихся и их законных представителей [4].

Выпускных экзаменов в школе не существует. Для поступления в учреждение высшего образования необходимо наличие аттестата о среднем образовании и своевременная подача заявления.

В Норвегии до недавнего времени поступление в учреждения высшего образования не было связано с экзаменами: зачисление проводилось на основании конкурса школьных аттестатов (причем во внимание принимались отметки по профильным предметам). Ситуация меняется в связи с введением национального выпускного экзамена в стандартизированной (тестовой) форме: «…вместе с тестовой системой в норвежское образование проникает несвойственная ему конкурентность. Провалившиеся на экзамене не получать возможности поступить в тот же год в вуз, несмотря на хорошие школьные отметки. Им придется догонять упущенный год в “народной школе” (обучение в которой стоит около 4 тыс. долл.), и если раньше подобное послешкольное обучение гарантировало дополнительные очки при последующем поступлении, то сейчас таких льгот у выпускников народных школ не осталось» [5, с. 11].

<…> Поступлению в учреждения высшего образования Великобритании (Англии, Уэльсе) предшествует серьезная подготовка на уровне общего среднего (обязательного) образования, которое завершается, как правило, в 16 лет. Как отмечают исследователи, «в настоящее время национальным образовательным приоритетом в Великобритании объявлено формирование общей и математической грамотности» [6, с. 70].

<…> По достижении 16-летнего возраста обязательное образование считается законченным. Документ о завершении обязательного образования (GCSE – General Certificate of Secondary Education) выдается по итогам экзаменов по 8 предметам; при этом необходимо получить три наивысших балла (A, B и C по семибалльной шкале от А до G) не менее чем по 5 предметам. Успешное завершение обязательного образования дает возможность выпускникам школ в течение двух лет по специальной программе A-level, что предусматривает углубленное изучение от 4 до 6 предметов: «Учащиеся сами выбирают эти предметы. Как правило, все они включают одну или близкие области знаний (математику и естествознание или гуманитарные предметы). Завершая двухлетнее обучение, учащиеся сдают экзамены повышенного уровня (A-level examinations) по выбранным предметам. Для поступления в большинство вузов страны нужно успешно сдать экзамены повышенного уровня по 2–3 предметам» [7].

При условии успешной сдачи экзаменов по программе A-level учащийся получает сертификат общего образования повышенного уровня. Зачисление в учреждения высшего образования проводятся по результатам конкурса сертификатов. Система приема является централизованной: абитуриенты подают заявления в специальную централизованную службу UCAS (Universities and Colleges Admissions Service) и ожидают ответа от учреждений высшего образования (их в Великобритании 4 типа: колледжи высшего образования, политехнические институты, университетские колледжи, университеты). При этом «система централизованного приема позволяет претендовать на поступление в шесть вузов одновременно. Получив несколько положительных решений о согласии приема, абитуриент сообщает о своем выборе UCAS, после чего получает подтверждение приема» [8, с. 138].

<…> Двойную роль выполняют экзамены в Германии. Одним из факторов, определяющих специфику поступления в учреждения высшего образования этой страны, является достаточно ранняя дифференциация школьников: «Обычно после окончания начальной школы все немецкие дети разделяются по способностям на три потока. Часть из них идет в основную 9-летнюю школу, дающую общую и начальную профессиональную подготовку. Вторая часть идет в 10-летнюю реальную школу, дающую подготовку среднего уровня и позволяющую продолжить обучение на второй ступени средней школы (гимназии). Оставшаяся, наиболее способная часть детей, продолжает обучение на первой и второй ступенях гимназии» [7].

По итогам 13-летнего среднего образования в гимназии выдается аттестат Abitur, необходимый для поступления в учреждения высшего образования. Для его получения необходимо сдать 4 выпускных экзамена (по одному из трех областей знания: языки, литература и искусство; социальные науки; математика, естествознание и технология). Показательно, что два экзамена из выбранных четырех должны быть углубленного уровня, один из них сдается в устной форме. Для допуска к экзаменам необходимо завершить изучение 28 курсов (22 – базового уровня, 6 – углубленного). В аттестате указывается общий балл, учитывающий результаты обучения за последние два года и результаты экзаменов.

При поступлении в учреждения высшего образования Германии существенное значение имеет общий балл аттестата. При поступлении на наиболее престижные факультеты может проводиться дополнительное тестирование или собеседование

<…> Одной из отличительных черт современной системы образования Испании является ее «значительная разветвленность, позволяющая ученику еще со школьной скамьи определиться с выбором своей будущей специальности. Весь процесс в учебных заведениях ориентирован строго на личность ребенка, с учетом его индивидуальных качеств и стремлений» [9].

Обязательное среднее образование, независимо от того в каком учреждении образования его получает учащийся (государственном, религиозном или коммерческом), строго контролируется государством. Любое учреждение образования должно получить «сертификат соответствия», лицензирующий образовательную деятельность. Государственные органы управления образованием осуществляют контроль как за кадровым составом, материально-технической базой, организацией образовательного процесса, так и за качеством школьного образования.

Получение базового образования занимает 10 лет (с 6 до 16) и завершается выдачей соответствующего аттестата. Его обладатели могут либо работать, либо продолжить обучение на уровне «бачилерато» (трехгодичный курс, аналогичный старшим классам). Обучение здесь носит профильный характер: предполагается углубленное изучение предметов избранной учащимся специализации, после чего сдаются выпускные экзамены, которые одновременно являются и вступительными в учреждение высшего образования. Эти испытания состоят из «написания сочинения, сдачи тестов по испанскому и иностранному языкам, истории или философии, а также четырем обязательным или факультативным дисциплинам» [9].

<…> В Эстонии обучение на уровне высшего образования возможно после получения девятилетнего (с 1 по 9 класс) основного обязательного образования. Обучение осуществляется в соответствии с единой учебной программой, разработанной государственными органами управления образованием.

Выпускник основной школы получает сертификат отличника или вкладыш с оценками. Дальнейшее обучение возможно в гимназии, общеобразовательной школе или среднем профессиональном учреждении. Нацеливаясь на получение высшего образования, эстонский школьник продолжает учебу еще три года в рамках академического гимназического обучения. Большая часть детей обучается в гимназии, программа которой делится на обязательные общеобразовательные дисциплины (две трети учебной нагрузки) и предметы на выбор (углубленное изучение языка, математики) [10].

После получения 12-летнего среднего образования выпускники сдают государственные итоговые (выпускные) экзамены. Конкурсный прием в учреждения высшего образования осуществляется на основе результатов этих экзаменов, а также с учетом школьных отметок, выставленных в свидетельстве о полном среднем образовании.

<…> Получение высшего образования является одним из ключевых факторов успешной карьеры в Японии, которая в связи с этим значительно опережает другие страны по количеству абитуриентов, претендующих на поступление в университеты. Подготовка к получению высшего образования начинается с дифференциации учащихся после окончания обязательной девятилетней школы. На основе отметок по итогам обучения в обязательной школе, а также вступительных тестов осуществляется прием японских школьников в старшую среднюю школу (туда поступают около 95% выпускников основной школы, остальные идут в профессиональную школу). Результаты выполнения тестов не сообщаются учащимся, а высылаются прямо в те учреждения старшей средней школы, в которые учащиеся собираются поступить. Причем по решению коллегиального педагогического органа учреждения образования некоторые учащиеся могут быть оставлены для повторного обучения в заключительном классе.

Весьма примечательным представляется то, что «согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры в средней школе последней ступени используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы» [11].

Вступительные испытания проводятся в два тура.

В первом туре национальные экзамены (University Entrance Center Examination – UECE) сдают учащиеся последнего года обучения. Сдача этих экзаменов обязательна для поступления во все государственные и некоторые частные учреждения высшего образования. Число экзаменов, которые проводятся в форме тестирования, определяется университетом; их может быть от 2 до 5 из 12 возможных, в зависимости от престижности учреждения высшего образования.

Второй тур экзаменов проводят сами университеты по своим экзаменационным материалам; как правило, речь идет об одном или двух достаточно сложных испытаниях, поэтому с первого раза стать студентом университета удается далеко не всем: «…многие из тех, кто не поступил в университет, продолжают в течение 1–2 лет готовиться к сдаче этих экзаменов. Повторно сдающие экзамены обычно составляют одну треть от общего числа абитуриентов» [7].

В целом же специалисты отмечают, что «экзаменационная система Японии отличается от других европейских систем своей строгостью, жесткостью, иерархичностью. При поступлении в вузы абитуриенты проходят жесткий отбор» [12, с. 65].

<…> Самая разветвленная система отбора выпускников школы в колледжи и университеты в настоящее время сложилась в США: в этой стране самое большое число колледжей и университетов в мире.

Одной из ключевых особенностей образовательного пространства этой страны является отсутствие общенациональной системы образования: федеральное правительство не имеет на это права (как и права определять политику и учебные программы для учреждений основного и высшего образования) в соответствии с десятой поправкой к конституции США («…права, не делегированные Конституцией правительству Соединенных Штатов и не запрещенные ею для штатов, сохраняются за самими штатами»). Таким образом, «решения по этим вопросам принимаются на уровне властей штата или округа. Подобная характеристика – своеобразная “конфедеративность” устройства – выделяет американскую систему образования даже на фоне близких ей систем атлантической модели (Великобритания, Ирландия), с присущими им чертами институциональной автономии и либерального управления» [13, с. 41].

В США в основе системы оценивания образовательных достижений школьников лежит подход, согласно которому определяется достижение учащимся минимального уровня (необходимого и достаточного) для принятия решения о выполнении (достижении) образовательного стандарта.

Хотя в процессе учебы школьники выполняют достаточно много стандартизированных тестов, проводимых различными организациями, результаты практически не влияют на продвижение учащихся по уровням (этапам) обучения. Для поступления в учреждение высшего образования выпускник средней школы должен набрать не менее 14 кредитов. Кредит (или единица Карнеги) равен изучению одного курса (120 учебных часов), ориентированного на подготовку в университет.

Зачисление в учреждение высшего образования производится на основе результатов прохождения системы различных тестов; также учитываются школьные оценки, (в том числе средний балл по изучаемым предметам) и рекомендации преподавателей, лично знающих абитуриента. Система тестирования определяется уровнем притязаний абитуриента: «Так, поступающим на бакалаврскую программу, как правило, необходимо пройти тест на знание английского языка TOEFL с результатом не ниже 500–550 баллов и тест на проверку базовых знаний по основным предметам SAT (Standardized Aptitude Test) с результатом не ниже 700–800 баллов. Поступающим на магистерскую программу необходимо выдержать тест GRE (Graduate Record Examination)» [8, c. 135].

В последние годы в США широко обсуждается значение и форма проведения национального вступительного испытания. Некоторые американские исследователи полагают, что наличие национального вступительного экзамена обеспечивает абитуриентов индикаторами об их шансах на поступление в ряд учреждений высшего образования, что помогает преодолеть географические дистанции.

Для поступления в ряд учреждений высшего образования не требуется сдавать вступительные испытания. В расчет при приеме наряду с числом кредитов могут приниматься отметки по отдельным курсам, изученным в школе, результаты экзаменов, проводимых частными компаниями, а также «портфолио» (письменные сочинения, интервью и участие во внешкольных мероприятиях и др.).

Таким образом, в подавляющем большинстве стран – членов ОЭСР школьное образование включает обязательную (базовое) и необязательную (полное) составляющие.

Обучение в старших классах полной средней школы носит, как правило, профильный характер и четко нацелено на подготовку к поступлению в учреждения высшего образования.

В наиболее общем виде основные способы продвижения по системе образования (перехода с уровня общего среднего на уровень высшего образования) можно представить следующим образом:

  1. Получение полного среднего образования завершается национальными выпускными экзаменами; получение по их результатам соответствующего аттестата (сертификата) является основным условием поступления в учреждения высшего образования. Зачисление в учреждения высшего образования может осуществляться либо на основании конкурса аттестатов, либо в порядке очередности подачи абитуриентами заявлений; на квоты вводятся в некоторых случаях на поступление на наиболее престижные специальности (факультеты).
  2. Результаты обучения на уровне общего среднего образования, зафиксированные в аттестате зрелости, не играют существенной роли при поступлении в учреждения высшего образования. В этом случае вступительная кампания организуется непосредственно университетами, которые могут проводить экзамены в письменной и устной формах, используя разнообразные виды испытаний (тесты по профильным предметам с разными видами заданий; творческие работы; собеседования; психологическое тестирование; определение функциональной грамотности).

 

Список использованных источников

1. Взгляд на образование: индикаторы ОЭСР 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/org/hse/iori/oecdedu2012. – Дата доступа: 18.04.2016.

2. Организация экономического сотрудничества и развития представила аналитический доклад «Взгляд на образование 2015» [Электронный ресурс]: ИАА Центр гуманитарных технологий. 2002–2016. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2015/12/02/7264. – Дата доступа: 25.04.2016.

3. Организация экономического сотрудничества и развития представила аналитический доклад «Взгляд на образование 2013» [Электронный ресурс]: ИАА Центр гуманитарных технологий. 2002–2016. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/07/05/6063. – Дата доступа: 25.04.2016.

4. Швеция. Система образования // Психологос. Энциклопедия практической психологии, 2009–2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/shveciya_sistema_obrazovaniya. – Дата доступа: 26.05.2016.

5. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР. Система высшего образования Норвегии. – Центр ОЭСР – ВШЭ, 2005 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2839202/. – Дата доступа: 22.04.2016.

6. Вяземский, Е.Е. Современная система образования в Великобритании / Е.Е. Вяземский // Проблемы современного образования.– 2010. – № 6. – С. 68–84.

7. Ковалева, Г. С. Особенности национальных экзаменов в ряде стран мира / Г. С. Ковалева [Электронный ресурс]: Центр оценки качества образования, 2001. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru/ege/ege_pub_ex.htm. – Дата доступа: 26.05.2016.

8. Майбуров, И. Высшее образование в развитых странах / И. Майбуров // Высшее образование в России. – 2003. – № 2. – С. 132–144.

9. Система образования в Испании [Электронный ресурс]: 2014–2015. VseObr.com. – Режим доступа: http://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/ispanija/. – Дата доступа: 16.05.2016.

10.Образование в Эстонии [Электронный ресурс]: 2008–2015 Euro Group Consult. – Режим доступа: http://eurogroupe.ru/education-in-estonia. – Дата доступа: 11.05.2016.

11. Система образования в Японии [Электронный ресурс]: Наука и образование. – Режим доступа: http://edu.rin.ru/html/1497.html. – Дата доступа: 26.04.2016.

12. Гущин, И.И. Система выпускных и вступительных экзаменов в Японии / И. И. Гущин // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 10. – С. 64–65.

13. Вахштайн, В. С. Система высшего образования США / В. С. Вахштайн // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М. В. Ларионова. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – С. 34–47.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в научно-практическом и информационно-методическом журнале «Веснік адукацыі», № 7, 2016.

 

И. Л. Шевлякова-Борзенко,
начальник Образовательного центра
Национального института образования,
кандидат филологических наук, доцент