В разделе размещены нормативные правовые документы, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи, типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, статьи по теории и практике воспитания.
Нормативные и правовые документы в сфере воспитания
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82)
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 № 9)
- Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования
- Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015–2020 годы
- Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.02.2016) – (Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь / Н. К. Катович, Н. Г. Онуфриева, В. Н. Щамель, В. В. Якжик ; под ред. В. В. Якжика // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2016. – № 4. – С. 3–7)
- Программа воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Инструктивно-методическое письмо «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день»
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь Сидоренко Р. С. 14 декабря 2017 года).
Методические рекомендации
- Планирование воспитательной работы в классе и её учет
- Рекомендации по организации деятельности классного руководителя
- Примерная структурная модель ведения документации регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования
- Методические рекомендации: Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей
- Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования
- Методические рекомендации по проведению республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі»
- Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования
- Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день»
- Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации (утверждено Министром образования Республики Беларусь Карпенко И.В. 14 декабря 2017 года)
- Примерное положение об учебной бизнес-компании учреждения общего среднего образования и учреждения дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь (приложение 4 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»)
Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования
- Положение о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146)
- Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116)
- Инструкция о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи (утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89)
- Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 о дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях
- Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования
- Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (приложение 5 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»)
- Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»
- Алгоритм действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению
- Методические рекомендации по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих интересы детей
- Методические рекомендации для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении, по защите их прав и законных интересов
- Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 января 2019 г. № 14
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 961
Нормативные и правовые документы в сфере дополнительного образования детей и молодёжи
- Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149)
- Инструкция о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 59)
- Инструкция о порядке проведения республиканских образовательных мероприятий с участием учащихся, получающих общее среднее образование, направления учащихся на международные образовательные мероприятия (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 3 октября 2013 г. № 91)
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь «Об определении порядка утверждения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины» от 23.10.2017 № 641
Типовые программы
- Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 6 сентября 2017 г. №123)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (естественно-математический профиль)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (военно-патриотический профиль)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (культурно-досуговый профиль)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (общественно-гуманитарный профиль)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (социально-педагогический профиль)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (социально-экономический профиль)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (спортивно-технический профиль)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (технический профиль)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (туристско-краеведческий профиль)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (эколого-биологический профиль)
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (физкультурно-спортивный профиль)
Учебно-методическая литература
- Перечень учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи
- Организация школьной службы медиации : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е. И. Луговцова, Ю. Н. Егорова. — Минск : Нац. ин-т образования, 2017. — 200 с.
- Электронное учебно-методическое пособие «Профилактика зависимого поведения» (автор В. А. Хриптович, объем 658 МБ)
- Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению: пособие для педагогов-психологов, педагогов социал. социал.-пед. учреждений, специалистов органов охраны детства управлений (отделов) образования, спорта и туризма / Ю. Ф. Лахвич, О. С. Головнёва. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015. – 464 с.
- Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М. Е. Минова. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 240 с.
- Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
Статьи по теории и практике воспитания
- Феномен воспитательного пространства в современной образовательной практике
- Роль и место социально-педагогического сопровождения в обеспечении преемственности воспитания в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования
- Научно-методические основания организации поликультурного образования и воспитания в школе
- Межкультурное взаимодействие в современной парадигме воспитания: генезис понятий
- Теоретические подходы к созданию воспитательного пространства в современной образовательной среде
- Технологии воспитания: сущность и проектирование